Запоминалки
Учение должно быть с увлечением, поэтому на уроках русского языка для быстрого усвоения и запоминания правил я использую мнемотехнику и рифмограммы. Согласитесь, что не все ребята с легкостью запоминают правила из учебника. А мне хорошо помнятся некоторые мнемофразы и зарифмованные правила еще с начальной школы. Наш первый учитель, Людмила Вячеславовна, для запоминания очередности падежей русского языка повторяла фразу: «Иван родил девчонку, велел тащить пеленку», где каждая первая буква слова напоминает первую букву падежа.
Иван - Именительный
Родил - Родительный
Девчонку - Дательный
Велел - Винительный
Тащить – Творительный
Пеленку – Предложный
Из средней школы широко известно предложение «Цыган на цыпочках цыкнул цыпленку: «Цыц!». Оно предназначено для запоминания слов-исключений с буквой «Ы» после «Ц». Или, например, рифмограмма для запоминания одиннадцати глаголов-исключений 2 спряжения, которые не оканчиваются на –ИТЬ:
Терпеть,
вертеть, обидеть,
Зависеть,
ненавидеть,
Видеть,
смотреть, держать,
Слышать,
дышать, гнать.
А услышав однажды «слоган»: «Если глагол во 2-м лице, не потеряй мягкий знак на конце!», ученик запомнит его и не затруднится в написании.
На
этой странице я сделала подборку подобных запоминалок, которые не задаются на
дом – они органически входят в память детей на уроке путем многоразового повторения.
Не чудесно,
не прекрасно,
А ужасно,
и опасно
Букву «Т» писать напрасно!
Всем извесТно, как прелесТно
Букву «Т» писать умесТно!
Безударные гласные, проверяемые ударением:
Коль в слове гласный под сомненьем,
В корне часто гласные,
Хитрые, опасные.
Слышатся неправильно.
Есть такое правило,
Нужно слово изменять –
Удареньем проверять.
Буква чтоб коварная
Стала в нём ударная.
Но бывает случай сложный,
Что проверить невозможно.
Дружим мы со словарём –
Это слово там найдём.
Глаголы-исключения 2 спряжения, которые
не оканчиваются на –ИТЬ.
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть –
Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть.
Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить,
Исключая брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть, и вертеть.
Слышать, видеть, ненавидеть,
И зависеть, и обидеть,
Гнать, держать, терпеть, вертеть,
А еще дышать, смотреть!
Чередующиеся гласные в корне слова:
Собирать, стирать, задира –
Повнимательней гляди:
Если в слове имя Ира,
Значит, в корне буква И.
Если после корня — А,
В корне будет И всегда.
Вот пример, запоминай:
Ноги вытЕр? — ВытИрай!
Правило ослика ИА (для корней с
чередованием гласных): если за корнем А, в корне пиши И. Например, блИстАть.
У подъезда
адъютант ждет фельдъегеря — напоминает, что после некоторых приставок пишется твердый знак.
Корни с чередованием -скак-/-скоч-
СКАК напишем только так,
СКОЧ без О писать невмочь.
Вопросы, на которые отвечают обстоятельства:
Семь вопросов – просто чудо,
Их запомнить просто так: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? и как?
Слитное и дефисное написание ПОЛ
Вот теперь нам стало ясно,
Не забудем никогда:
Слово ПОЛ с любой согласной
Слитно пишется всегда.
Перед «Л» и перед
гласной,
Перед буквой прописной
Слово ПОЛ – любому ясно –
Отделяется чертой.
Дефисное написание кое, то,
либо, нибудь
Кое-, -то, -либо, -нибудь – дефис поставить не забудь!
Употребление слов "одеть" и "надеть"
Надеть одежду, одеть — Надежду.
Комментарии
Отправить комментарий